- Маркировка груза — понятие и для чего нужно
- Общие правила грузовой маркировки
- Категории маркеров согласно ГОСТ 14192-96
- Назначение и виды маркировки грузов
- Маркирование с помощью размещения надписей
- Маркировка упаковки – как правильно читать?
- Радиочастотная маркировка
- Решения за счет RFID-маркировки
- Преимущества радиочастотной идентификации Go-RFID
Маркировка груза — понятие и для чего нужно
Для сохранности грузов при транспортировке важна маркировка. Это буквенно-числовые коды, рисунки, шифры, наносимые по определенным правилам на упаковку. Условные знаки содержат данные, позволяющие идентифицировать содержимое, отправителя и пункт назначения. Система стандартизирована. Поэтому любому участнику логистического процесса понятно значение символов – как обращаться с объектом, нужны ли особые условия при транспортировке.
Общие правила грузовой маркировки
ГОСТ 14192-96 – государственный регламент, регулирующий как, куда, в какой форме наносить сведения об активе. Вся информация должна быть достоверной, не устаревшей, соответствовать товарно-транспортной накладной.- Объекты без тары – данные наносят на единицу изделия.
- Транспортная маркировка – значками помечают каждое грузовое место. Если однородная партия перевозится в вагоне, контейнере, то отображают только массу. Надписи делают на бумажных, картонных, фанерных, металлических ярлыках.
- Манипуляционные знаки – в верхнем углу ярлыка, дублируют на смежных сторонах. Рисунок контрастный – черный на белом фоне и наоборот. Не рекомендовано использовать цвета, обозначающие «опасный» груз.
Категории маркеров согласно ГОСТ 14192-96
Положение устанавливает четыре категории надписей и знаков для маркировки грузов на упаковке:- Основные надписи. Это данные о получателе, пункт назначения (особенно важно для транзитной транспортировки). Если партия сборная – число мест и порядковые номера.
- Дополнительные надписи. Это сведения об отправителе и пункте отправления (помещают в нижнем углу правой части разметки), а также реквизиты перевозчика (в верхнем углу).
- Информационные надписи:
- диаметр или длина, ширина, высота, выраженные в сантиметрах;
- масса в килограммах или общее число единиц в таре.
- Манипуляционные знаки – это маркеры, описывающие, как перемещать, хранить, перегружать конкретный объект.
Назначение и виды маркировки грузов
ГОСТ определяет, где и какие надписи располагаются. По правилам маркировка наносится до отправления. Это обязанность отправляющей стороны. Компания-перевозчик указывает свои реквизиты. Для сборных грузов в товарно-транспортной накладной отмечают идентификационные номера и число мест. Если все правила соблюдены, то вероятность ошибочной отправки снижается.
Грузовая маркировка бывает:
- специальная – пиктограммы или надписи, описывающие правила хранения, погрузки, перемещения актива;
- товарная – маркеры, описывающие производителя, название объекта, его спецификации;
- отправительская – информация, дублирующая сведения из товарно-транспортной накладной;
- транспортная – надпись на таре, содержащая количество грузовых мест, регистрационный номер, дополнительные сведения.
Маркирование с помощью размещения надписей
Все условные обозначения наносят в соответствии со стандартом ISO 6346. Способ нанесения выбирают в зависимости от типа упаковки:- картон – штемпелевание, типографский метод;
- металл – выдавливание, нанесение по трафарету, клеймление;
- дерево – выжигание, трафарет, штемпелевание,
- пластмассы – пресс-форма.
- боковые части ящиков;
- крышки или участок сбоку – для бочкообразных объектов;
- для тканевой упаковки – верхняя часть у шва или боковая поверхность.
Маркировка упаковки – как правильно читать?
Чтобы правильно интерпретировать надписи на поверхности грузов, надо четко знать значение всех маркеров и мест расположения надписей. Так вы избежите путаницы и недоразумений.
Транспортная маркировка располагается на ярлыках. Манипуляционные знаки располагаются в верхнем углу. Эти значки контрастного цвета хорошо видны.
Спецзнаки наносят так, чтобы грузчикам не приходилось их долго искать – бока ящиков, днища бочек, на мешках – около верхнего шва.
Для транспортировки опасного груза есть свои условные обозначения. Они регламентируются международным регламентом ДОПОГ. Для негабаритных, насыпных грузов действуют свои правила и регламенты.
При транспортировке сборных грузов особое внимание надо уделять комплектности. Вся маркировка должна точно соответствовать товарно-транспортной накладной. Если информация нанесена краской, то при любом повреждении (буквы затерлись, попала грязь) идентификация становится невозможной. Выгравированный штрих-код более устойчив к истиранию, но символы не считываются программным обеспечением. А значит, на разгрузку и прием уходит много времени. Иногда метки расположены в труднодоступном месте, что тоже осложняет поиск. Все операции выполняются вручную, увеличивается вероятность ошибки по вине человеческого фактора.
Перевозка промышленных грузов (сборные металлоконструкции, оборудование) сопровождается передачей большого пакета документов в бумажном виде. Это инструкции, техническая и конструкторская документация, регламенты, приемо-сдаточные документы. Хотя часть пересылают на электронную почту ответственного сотрудника, вероятность потери документации высока.
Если вы – Главный логист компании по строительству промышленных площадок или обустройству месторождений, то ваша основная задача – экспедиция и управление сотнями тысяч единиц оборудования и металлоконструкций. В этом случае крайне важно:
- обеспечить точный учёт и комплектацию поступающих материально-технических ресурсов (МТР) от производителей или поставщиков;
- существенно ускорить полный операционный документооборот, включающий в себя входной и сдаточный контроль;
- контролировать поставки, их движение от производителя до промышленной площадки или месторождения;
- гарантировать полный комплект компонентов для сборных конструкций.
Для решения этих задач маркировка краской или гравировкой не подходит. Процесс идентификации трудоемкий, затратный по времени.
Автоматизировать процесс помогают современные методы:- Радиочастотные метки (RFID, NFC) – изображение стойкое, дальность считывания – до 20 м. Для распознавания не нужна прямая видимость. В секунду можно обрабатывать до 200 меток.
- Data Matrix, QR- и штрих-коды – для распознавания нужна прямая видимость на расстоянии до 10 см. Изображение со временем повреждается, что также затрудняет считывание. Преимущество этого метода – невысокая стоимость.
Готовые решения нашей компании
Радиочастотная маркировка
RFID – современная технология идентификации, автоматизированного контроля наличия и перемещения объектов учета. На грузы устанавливают радиочастотные метки, на которые записана вся информация об активе. Считыватель обрабатывает данные, затем передает в систему.
Процесс обработки полностью автоматизирован. Метки-транспондеры долговечные, не истираются. Для считывания сведений не нужна прямая видимость, расстояние – до двадцати метров. На транспондер записывают уникальный ID-номер, который присваивается объектам учета.
Мы предлагаем Go-RFID Web – систему автоматизированной идентификации для бесконтактного поиска, учета, контроля активов. Она предусматривает работу со стационарным или ручным оборудованием. Информация доступна онлайн в любое время.
Go-RFID Mobile – мобильное приложение для идентификации грузов с помощью радиочастотных меток, а также Data Matrix, штрих- и QR-кода. Синхронизируется с вашей базой данных, предусмотрен режим работы offline.
Радиочастотная маркировка груза для транспортировки – надежный способ, облегчающий логистику и повышающий сохранность перевозимых активов.
Решения за счет RFID-маркировки:
- Автоматизация и увеличение скорости сбора данных о МТР в режиме реального времени.
- Обеспечение прозрачности учета и комплектации МТР, а также их движения по всей логистической цепи и на промышленной площадке.
- Гарантия безошибочного монтажа сложносоставных конструкций.
- Быстрый обмен информацией об активах, их движении, количестве, состоянии, местоположении между всеми участниками логистической цепи.
Преимущества радиочастотной идентификации Go-RFID
- Поиск и идентификация актива, фиксация и сбор информации о нем в автоматическом режиме – несколько секунд вместо нескольких часов.
- Формирование необходимой отчетности «на лету», в режиме реального времени.
- 100% точная и быстрая инвентаризация без остановки работы.
- Полная отслеживаемость – все операции с активами имеют цифровой след.
- Цифровая экосистема – мгновенный доступ к достоверной информации об активе согласно правам доступа.
- Веб-решение работает полностью онлайн, мобильное приложение – в режиме оффлайн.
- Экономический эффект – до 120 млн. руб. в год.