Содержание статьи: - Основные законы и документы
- Зачем проводится инвентаризация в организации
- Чем полезна инвентаризация
- Как проводится инвентаризация на предприятии
- Кто должен проводить инвентаризацию в организации
- Инвентаризация — пошаговая инструкция
- Какими методами проводят инвентаризацию
- Преимущества электронной системы Go-RFID при инвентаризации
- Возможности системы Go-RFID
- Основные преимущества
Периодически проводимая проверка достоверности учетных данных на предприятиях получила название инвентаризации. Процедура выявляет излишки и недостачи активов, задолженность. Она помогает привести в порядок имущественные отношения, сократить расходы и налоговые риски, скорректировать учет.
Инвентаризация — это ключевой способ контроля и учета имущества на складе, подсчет всех ценностей на балансе предприятия. На фактические имущественные остатки напрямую влияет качество работы персонала с ними. При проведении инвентаризации подсчитывают действительные остатки и определяют, насколько они не соответствуют указанным в документах данным.
Инвентаризации подлежат: - основные средства, нематериальные активы;
- производственные запасы, готовая продукция, товары;
- финансовые вклады, деньги;
- другие элементы на балансе.
Основные законы и документы
Правила инвентаризации, ее порядок изложены в нормативном приказе Министерства финансов РФ, а именно в документе № 49, изданном 13 июня 1995 года, который является условием министра финансов России. Обязательства зафиксированы и в ФЗ «О бухучете». За соблюдение этих правовых норм на предприятии отвечает его руководитель и бухгалтер.
Зачем проводится инвентаризация в организации
Такая процедура выполняется периодически — раз в отчетный период, например, месяц. Раз в год проводится полная инвентаризация организации. Частичная выполняется в отделе, в более короткие равные интервалы времени, например, раз в квартал. К целям инвентаризации относятся:
- проверка состояния имущества, фиксация корректности изменений, учетных и фактических;
- выявление реального количества имущества, отраженного на балансе, его состояния. Отыскание неучтенных ТМЦ, недостатков и пересортицы;
- сопоставление реальных и учетных размеров запасов, нахождение отличий и материально ответственных лиц;
- выравнивание — коррекция учетных данных;
- контроль полноты заполнения баз данных, отражения запасов в информационной системе;
- контроль соблюдения правил эксплуатации и хранения подлежащего инвентаризации имущества.
Чем полезна инвентаризация
Процедура помогает своевременно выявить злоупотребления служебным положением, халатность. Реальный переучет ценностей необходим для бухгалтерской отчетности и контроля за движением ТМЦ. Он помогает поддерживать актуальность баз данных, оперативно реагировать на инциденты при обнаружении недостач, излишков. Контролировать движение ТМЦ необходимо на любом предприятии, в том числе из-за человеческого фактора. Работники могут формировать фиктивные документы, и происходит это обычно по двум причинам — сотрудники:
- слишком загружены профильной работой;
- участвуют в махинациях с ТМЦ.
В первом случае выделяют в штате или приглашают со стороны сотрудника, который лишь выполняет инвентаризацию. Во втором случае обращаются к сторонним экспертам.
Как проводится инвентаризация на предприятии
Причины проведения инвентаризационных мероприятий различны:
- истечение отчетного периода (для бухгалтерской отчетности — года);
- смена сотрудника, ответственного за имущество;
- установление хищений, порчи ТМЦ, махинаций;
- закрытие или реорганизация фирмы;
- предстоящая сдача ТМЦ в аренду, их продажа, дарение, передача;
- преобразование компании;
- чрезвычайная ситуация.
Дату и сроки инвентаризационных мероприятий устанавливает руководство предприятия. Когда их инициируют надзорные органы, даты проверок устанавливают они.
Кто должен проводить инвентаризацию в организации
Инвентаризационные мероприятия проводит сотрудник предприятия или приглашенный со стороны ревизор, контролирует инвентаризационная комиссия. Ее участников и ревизора выбирает руководитель. В трудовой книжке эти функции никак не фиксируются. Как правило, в инвентаризационной комиссии:
- сотрудники предприятия;
- работник бухгалтерии;
- сотрудники из руководства фирмы;
- начальник или мастер службы в организации — финансовой, юридической, например;
- в магазинах также ведущий специалист подразделения экономической защиты;
- иногда — представители надзорных органов.
Инвентаризация — пошаговая инструкция
Если вам предстоит провести первую инвентаризацию в компании, и вы ее руководитель, действуйте следующим образом:
- выберите участников комиссии;
- приготовьте и подпишите приказ;
- приготовьте и подпишите приказ;
- выполните подсчет ценностей по участкам и сотрудникам;
- сведите остаток, определите реальные показатели;
- выявите недостачи, пересортицу;
- подпишите акты, возьмите с сотрудников объяснительные записки;
- спишите недостачи, зафиксируйте в документации.
Какими методами проводят инвентаризацию
Инвентаризационный учет бывает:
Ручной. Оператор заполняет базу данных вручную. Процедура занимает много времени, требует участия большого числа работников, связана с высоким риском ошибок в силу человеческого фактора. Проводить инвентаризацию вручную приемлемо при выборочной проверке небольшого числа запасов.
Автоматизированный. Учет объекта (проверка соответствия ТМЦ в наличии на складе и ТМЦ на балансе) производится по ID номеру с помощью программного обеспечения, терминала сбора данных. Когда объект поступает на склад, он проходит первичную инвентаризацию. На объект наносят метку, к ней привязывают данные об объекте. В дальнейшем при инвентаризационном переучете данные считываются с меток посредством электронных устройств.
Главные преимущества автоматизированного учета: - скорость проведения;
- безошибочность;
- отсутствие необходимости останавливать работу склада;
- быстрый учет количества и наличия активов с указанием их месторасположения;
- хранение актуальных данных в электронном виде;
- выполнение без остановки работы склада.
Программа для инвентаризации на 99,9% снижает искажение данных и возможность их подделать. Автоматизированную инвентаризацию обеспечивают следующие технологии:
Штрих-код, QR-код | RFID-метка |
Компактный носитель данных в виде двумерного черно-белого изображения, которое их кодирует. Распознается камерой. Плюс технологии — низкая стоимость. | Заключенная в оболочку миниатюрная электронная схема, которая состоит из чипа с данными и антенны. Может быть дополнена источником питания и тогда является активной. RFID-метка без своего источника питания пассивная. Взаимодействуя со считывателем, антенна метки отправляет и принимает радио-сигнал в диапазоне частот 125-134 кГц; 13,56 МГц; 860-960 МГц; от 2 ГГц. |
Недостатки штрих-кода: | Преимущества технологии: |
- считывание активов только по одному;
- необходимость располагать объект учета рядом со считывателем;
- высокая уязвимость — при повреждениях кода сканер не может идентифицировать объект;
- необходимость обеспечить прямую видимость для считывания.
| - одномоментный учет многих активов — до 200 шт./сек;
- дальнее расстояние считывания — до 30 метров;
- нет необходимости в прямой видимости для считывания;
- повышенная прочность — устойчивость к механическому, температурному, химическому воздействию.
|
Преимущества электронной системы Go-RFID при инвентаризации
Для эффективной и быстрой инвентаризации в нашей компании можно заказать услугу, предполагающую подключение к сервису мониторинга объектов на складе, в логистике, на производстве. Сервис значительно упрощает инвентаризацию посредством идентификации объектов на складе с помощью
RFID меток. Это электронные чипы, которые считываются дистанционно и хранят внутри информацию в виде электронного паспорта. Эту информацию можно перезаписывать при соответствующем уровне доступа к ней. Она дублируется в онлайн-сервис и доступна в любое время из любой точки мира уполномоченному лицу. Такая информация помогает контролировать движение активов, вести инвентаризационные мероприятия.
Возможности системы Go-RFID
- Формирование инвентаризационной комиссии
Есть возможность добавлять или удалять ее участников, вносить полное и краткое наименование, даты начала и завершения операции, сферу деятельности, данные об активности комиссии, перечень членов комиссии, определять Председателя. Комиссия активна, если сейчас работает и доступна для выбора в программном обеспечении.
- Автоматизированная RFID инвентаризация
Дает возможность с использованием мобильного RFID считывателя или RFID-планшета вести переучет ценностей — проверять наличие и состояние имущества. Проводится с указанием даты и времени проведения операции, номера и даты входящего документа, комментариев. До завершения переучета активы не участвуют в иных операциях, после — зарезервированы и данные об их статусе доступны. RFID-метки в сравнении с QR-кодами значительно ускоряют переучет. С RFID-метками для 10 000 единиц оборудования требуется 2 сотрудника, работающих 5 дней, тогда как с QR-кодами — 6 сотрудников, работающих 30 дней.
За складом фиксируется перечень излишком при их наличии. Если необходимо, удаленные из операции объекты добавляют вновь, притом их параметры можно редактировать.
В системе фиксируется дата и время обнаружения недостачи или текущая, причина списания ценностей, комментарий.
- Просмотр остатков в наличии
Информация по остаткам о количестве активов на складах, наименование, доля загрузки от всех складских объектов. В базе данных фильтруется по наименованию ТМЦ или классам.
Для стандартных отчетов параметрами служат: наименование и код радиочастотной метки, ФИО автора и дата добавления, списки платформ для воспроизведения ответа, активность. Для новых отчетов нужно выбрать параметры из предложенного перечня.
- Уведомления об изменениях
Они поступают сотрудникам с соответствующими компетенциями: непрочитанные получают приоритет, обозначенный цветом. Он может быть высокий, средний, низкий. Уведомления отмечают прочитанными, удаляют. К преимуществам системы
Go-RFID над устаревшими методами инвентаризации относятся полнота и достоверность учетных данных, минимизация человеческого фактора при учете, то есть рисков ошибок.
- Быстрый поиск, бесконтактная идентификация
- Автоматизированная регистрация и учет объекта
- Проверка подлинности оборудования
- Паспортизация экземпляров с фиксацией данных
- Отслеживание инспекционной истории и спецификации
- Запись и считывание ID на метку
- Поиск и идентификация маркированного объекта
- Автоматизация инвентаризации и складского учета
- Отслеживание активов и контроль перемещений
- Автоматизация работы персонала по учету имущества на предприятии
Основные преимущества
- Автоматизированная инвентаризация с достоверными данными. Подразумевает централизованный контроль имущества на всей территории предприятия. Исключает ручной ввод данных и ошибки оператора при инвентаризационном учете. Не нуждается в остановке работы компании.
- Сохранность данных о движении и объеме ценностей. Поступления и отгрузки регистрируются автоматически. Упрощение ведения бухучета, управленческого учета при условии совпадения фактических и учетных данных. Контроль несанкционированного выноса фирменного имущества. Возможность интеграции инвентаризационной базы данных с бухгалтерской системой или иной в компании.
- Удаленный мониторинг и отчетность онлайн. Получение актуальных данных о движении ТМЦ в виде отчетов. Все проводимые операции можно наблюдать удаленно, используя Web-интерфейс сервиса.
- Отслеживание истории проверок. Сокращает риски чрезвычайных ситуаций. Операции с позициями ведутся в режиме реального времени, указываются в цифровых журналах учета.
- Электронная паспортизация имущества. Цифровой паспорт формируется на каждую единицу ценностей. В паспорте указываются технические характеристики единицы, операции с ней, история ее движения, факты сервисного обслуживания. Уполномоченный сотрудник может быстро получить необходимые данные.
Система Go-RFID реализует современный подход, за которым будущее инвентаризации. Вопрос ее внедрения и освоения касается не только усовершенствования работы предприятия, но и ее развития, сохранения в конкурентной среде.